Новости школы РОСТ

Радость учиться в образовательном центре «РОСТ»

Школьные годы — чудесны, если учёба не ассоциируется со стрессом: неинтересные предметы и преподавание, нудная нескончаемая домашняя работа, сложные отношения с ;другими учениками. Может ли школа быть другой — интересной для учеников, формирующей свободную и счастливую личность, дающей образование увлекательно — рассказала Олеся Орлова, директор образовательного центра «РОСТ».

Первое впечатление от частной школы «РОСТ»

Первое, что замечаешь, попадая внутрь — ни атмосфера, ни дизайн не похожи на стандартное общеобразовательное учреждение. Скорее кажется, что попал в стильную штаб-квартиру современной компании или коворкинг: продуманное сочетание нейтральных оттенков серого и сочного жёлтого одновременно создаёт солнечное настроение и не раздражает пестротой.


Система безопасности на высоком уровне: вход на территорию и в здание — по картам, они есть только у учеников и сотрудников «РОСТа» (эти же карты являются ключами от кабинок для личных вещей). Внешняя территория и внутренние помещения находятся под постоянным наблюдением охраны, классы и кабинеты оборудованы кнопками вызова Росгвардии. Поэтому учащиеся чувствуют себя в безопасности без охранника, встречающего их на входе в школу, видят, что им тут рады, что они свободны.


Свобода здесь и для детей, которые имеют ограничения по здоровью. Безбарьерная среда, которая в нашей стране только формируется, здесь реализована на практике.

Олеся Орлова: «Образовательный центр «РОСТ» создан как колледж. А для организаций этого типа действуют нормы, которые призваны обеспечить доступность образовательных услуг для всех граждан, в том числе для детей, которые имеют ограниченные возможности по здоровью. Входы не имеют ступенек, для малоподвижных граждан есть отдельные туалеты, коридоры и дверные проёмы во всём здании комфортны для передвижения на коляске. Кроме того, существует система помощи со стороны сотрудников школы и возможность ассистенту присутствовать вместе со своим подопечным».

Нестандартный подход к организации учебного пространства и учебных классов


Классные комнаты в Новосибирской школе «РОСТ» не только пронумерованы для удобства навигации, а ещё названы в честь великих исторических личностей — учёных, писателей, общественных деятелей.

Кабинет математики назван именем академика Лаврентьева, которое стало знаковым для Новосибирска. Класс для астрономии и географии называется «Циолковский». Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла изучаются в аудитории с именем Карамзина — историка и создателя «Истории государства Российского». Кабинет информационных технологий получил имя Касперского — единственного современника, удостоенного этой чести. А иностранные языки дети изучают в кабинете «Шекспир».

Универсальная студия «Чайковский» объединяет в себе зал для творческих и спортивных дисциплин. Здесь проходят уроки музыки, рисования, хореографии, а также тренировки по карате.


Кабинет «Ломоносов» правильнее было бы называть небольшим залом или аудиторией. Он соответствует масштабу значимости Ломоносова и может жить собственной жизнью: здесь проходят конференции, мастер-классы, тренинги — отдельный вход даёт возможность организовать их, не мешая учебному процессу. А вместо стандартного актового зала, каким мы привыкли видеть его в муниципальных школах, есть пространство для мероприятий, которое трансформируется по необходимости и в лекторий, и в концертный зал.

Библиотека носит имя Пушкина и представляет собой не шкафы с пыльными книгами, а место, где дети могут заняться проектной и совместной работой, уединиться, чтобы выполнить домашнее задание. Если же захочется почитать, то можно выбрать между электронной книгой или печатной.


Кабинеты начальных классов носят имена не великих мыслителей, а выдающихся произведений детской литературы — «Волшебник Изумрудного города», «Тайна третьей планеты», «Паровозик из Ромашково» и так далее, что ближе для учеников начальной школы.

Разумеется, нельзя обойтись без светлой и просторной столовой, в которой можно пополнить силы в течение насыщенного учебного дня. В «РОСТе» для учащихся организовано пятиразовое питание от ресторана «Сезоны». Меню составлено с учётом требований к правильному рациону детей школьного возраста. В перспективе у руководства проекта есть цель — перейти от порционного меню к системе шведского стола.

Современное оборудование для учебного процесса


Сегодня привычно воспринимать информацию в медиа-формате, поэтому в каждом классе каждом учебном помещении есть большая смарт-панель или традиционная доска в комплекте с проектором и звуковым оборудованием, установлены одинарные парты, которые регулируются по росту и соответствуют всем требованиям, предъявляемым к учебной мебели СанПиНом.


Такой выбор делает обучение индивидуализированным. Можно изменить конфигурацию мебели так, как это нужно для воплощения идеи преподавателя или учеников: сесть по одному, кругом, линией, амфитеатром. Сдвоенные парты — только там, где в этом есть техническая необходимость — в кабинетах химии или физики, где парта является ещё и небольшой лабораторией для проведения опытов.

Особенность всех помещений школы «РОСТ» — это открытость: окна-двери до пола, стеклянные входные двери, прозрачные перегородки в классах помогают детям не чувствовать замкнутости, ограниченности. Учебный процесс должен быть открыт в мир, так воспитываются люди с внутренней свободой.

Образовательный процесс и задачи «РОСТа»


Обучение в школе «РОСТ» опирается на требования российской системы образования. Здесь понимают, что выпускников ожидает поступление в вузы, и одна из задач школы — подготовить школьников к ЕГЭ.

Но ведь кроме экзаменов и поступления, впереди целая жизнь со всем её многообразием и перспективами. Поэтому в число дисциплин входят робототехника и программирование.

Особое внимание уделено преподаванию иностранных языков: английский начинают изучать с первого класса, со второго класса добавляется ещё один язык на выбор — испанский, французский, китайский или немецкий.


Дисциплины в средней и старшей школе — с 5 по 11 класс — в центре «РОСТ» преподают высококвалифицированные педагоги, большинство из которых — преподаватели, пришедшие из университетов. Для учащихся старшей школы разработаны программы углубленной подготовки, которые реализуют именно вузовские преподаватели. Они помогают учащимся подойти к поступлению и обучению в высшем учебном заведении с высокой степенью готовности.

Ответственность «РОСТа» за ученика и процесс его обучения и развития не завершается с окончанием уроков. Вторая половина дня у ученика школы «РОСТ» занята дополнительным образованием — это могут быть шахматы, робототехника, иностранные языки, азбука креативного мышления, спортивные занятия. Сейчас в школе реализуется девятнадцать направлений дополнительных образовательных программ, в перспективе планируется увеличить их количество до двадцати пяти.

Олеся Орлова: «Дополнительное образование помогает расширить и адаптировать образовательную программу для каждого отдельного ученика. Это возможность для него получить дополнительные компетенции, которые не заложены по основному учебному плану, но интересны или важны именно для него. Мы считаем, что все курсы и кружки в рамках дополнительного образования у нас должны даваться педагогами высокого уровня. Если речь об изобразительном искусстве — то это будет работающий художник, если музыка — музыкант, если испанский язык — им заниматься будет носитель языка, и так далее».

Свою образовательную траекторию формирует сам ребёнок, как вариант — совместно с родителями. А выстроить программу посещений занятий, найти время для выполнения самостоятельного задания и всё успеть ему помогает тьютор.


Система тьюторов — воспитателей, помощников, специалистов, сопровождающих ребёнка — позволяет ребёнку научиться хорошо организовывать своё время, чувствовать ответственность и поддержку, не испытывая лишнего давления. Тьютор находится в контакте с ребёнком и с его классным руководителем. Он сопровождает ребёнка до вечера, пока его не заберут родители.

Честный разговор с директором новой частной школы Новосибирска, Олесей Орловой


— Каким, по вашему мнению, ребёнок должен выходить из школы «РОСТ»?

— Нам бы хотелось, чтобы ребёнок и приходил в нашу школу, и выходил из неё прежде всего счастливым.

Что ребёнок в школе вообще делает? Он готовится к взрослой деятельности — работать, выполнять какие-то задачи, взаимодействовать с коллективом. И эти навыки он должен получить в школе. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно потом во взрослой жизни, в университете, у него уже здесь должно получаться хорошо. А получается когда? Когда тебя поддерживают, наставляют, работают с тобой в позитивном ключе, когда в итоге есть чувство успеха. Поэтому мы, прежде всего, стремимся к комфортной рабочей атмосфере в школе.



Вторая задача — это, конечно, максимально качественное образование. Но нам кажется, что качественный результат, которого ребёнок добьется в школе, тоже связан с общим настроем. Как бы ты ни стремился к пятёркам по всем предметам, такого практически не бывает. А если тебе не интересна или не даётся математика или химия? Не у всех технический или естественнонаучный склад ума. И добавить мотивации работать над тем или иным направлением может только интерес, любовь к своей работе, увлечённость.

Поэтому для нас важно: в какой бы сфере не стремился ребёнок себя проявить, будь то математика, языки или творчество, — эти знания должны быть отличными. А отличными они могут быть, только если есть высокий уровень преподавания и такой же высокий уровень интереса. И начинаем мы именно с этой основы, с формирования интереса и любви.

— Каким образом образование вашей — довольно особенной — школы стыкуется с системой образования, с которой ученики встретятся, выйдя за порог?

— Стыкуется совершенно прямым образом: мы готовим своих учеников к ЕГЭ, ведём профориентацию. Плюс есть часы на факультативные занятия, которые дают возможность добрать знаний и навыков, которые могут понадобиться на экзаменах.

Мы подготовили несколько учебных планов по разным направлениям: хим-био, физ-мат и гуманитарного профиля. Так что, если ребёнок готовится к поступлению в университет по одному из этих профилей, он может учиться у нас, будучи уверенным, что получит углубленную программу по данному направлению, что преподавать её будет педагог из университета и есть прямая связь с университетом.

Педагог выступает не как ментор и носитель истины, а как наставник и консультант. Он даёт инструменты, чтобы самостоятельно разобраться.

Кроме того, в рамках колледжа мы подготовили программу, по которой дети смогут получить практическую профессию в сфере гостиничного сервиса. Обучение начинается с десятого класса и занимает два года и десять месяцев.

Диплом о среднем профессиональном образовании не является препятствием для поступления в вуз, если есть такое желание — на основании внутренних экзаменов абитуриент может поступать в вузы на любую программу, сдав нужные экзамены.

— Есть мнение, что сегодня изменилась сама цель обучения. Если раньше целью было — дать определённый объём знаний, то сейчас — научить получать эти знания, использовать их и работать с данными. Ваша школа как-то отреагировала на такое изменение?

— Конечно. Сейчас у нас реализуется интересная модель индивидуализированного образования, которая в дальнейшем может дать результат: в одних потоках учатся дети разного возраста и осваивают разные программы. Например, мы сформировали поток 5-6 класс, где дети разного возраста и уровня подготовки находятся в аудитории вместе. При этом преподаватель реализует подход, который называется «парк-класс». Суть его в том, что преподаватель не ведёт урок в традиционном смысле слова, то есть он не стоит у доски и не рассказывает тему. Он учит ребёнка пользоваться теми материалами и информационными ресурсами, которые позволят учащемуся самостоятельно разобраться с темой. Иначе говоря, педагог выступает не как ментор и носитель истины, а как наставник и консультант. Он даёт инструменты, чтобы самостоятельно разобраться, но ведь никто не говорит, что у ребёнка это получится — то есть педагог ещё и отвечает на сложные вопросы, помогает найти путь. В итоге дети счастливы, потому что они сами дошли, сами поняли. Учителя они воспринимают как помощника, а не как судью.

— Напоследок не вопрос, а впечатление: мне показалось, что школа «РОСТ» — это прежде всего про радость.

— Именно на этой радости мы и строим высокое качество образования.


Статья: status-media.com
Текст: Павел Ютяев
Фото: Никита Давыденко
СМИ о нас